МолодежьВиртуальный Притвор - православный молодежный порталЛаврские купола над Днепром

Подписка

Для того, чтобы подписаться на нашу рассылку анонсов-новостей оставьте



Календарь       анонсов

< Ноя 2019 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

От Венеры Милосской до Папы Римского … Как украинцы путешествовали по Риму

14.12.2007

Забугорье

Несколько недель назад я вернулся из 8-дневной поездки по «сапогу» - Апеннинскому полуострову, где по рабочим вопросам побывал в Риме, Ватикане, Сан-Марино, Перуджо, Римини. Да, повидали мы…


Танк – хорошо, а мотороллер – лучше

Я в Риме не видел ни одного джипа. Вообще. По городу ездят сплошь маленькие машинки типа «Volksvagen Golf», или «Fiat Uno» - размерами в нашу «Таврию». Мало того, огромной популярностью у горожан (в автосалонах даже очередь существует) пользуются крохотные двухместные «Smart» - видели, поди, в Киеве? Стеклянная капсула не больше бочки для квашеной капусты и на четырех, как от детской коляски колесах. Смотрел по местному ТВ ее рекламу: «Если у вас проблемы с парковкой –«Smart» можете забрать домой». А и вправду – двое взрослых мужиков на «Раз-два-три!» запросто переставят это транспортное средство с асфальта на тротуар. Почти нет на дорогах столице Италии автомобилей седанов – одни хэтчбэки (машины со «срезанным» багажником). Таким образом итальянцы экономят парковочное пространство и проезжую часть. Знаете, как в анекдоте:
- Как вы зимой экономите тепло?
- Отрубили кошке хвост.
- Не понял?
- Чтобы быстрее за ней дверь закрывать.

Видели б вы, сколько в Риме гоняет мотороллеров и мотоциклов! Солидный сеньор в костюме с галстуком и кейсом на перевес, оседлав низенькую двухколесную табуретку, мимо Колизея мчится на работу. За ним – студентка колледжа: волосы из под шлема развиваются, юбка – тоже во все стороны… Так получается, что ездят мотоциклисты в основном группами. На «красном» светофоре они объезжают все стоящие машины и становятся на старт первыми. «Зеленый» - рванули, будто на мотокроссе… и так до следующего перекрестка.

Смотрел я на эту авто-мотомелюзгу и думал: это же какое позорище для бизнесмена, адвоката, или, там депутата ездить на «Таврии» а то и хуже – драндулете, на котором у нас школьники пиццу развозят! Кто же тебе после этого руку подаст? Другое дело - разъезжать по Киеву на внедорожнике, который:
- разработан для преодоления пустынь и болот;
- занимает две с половиной полосы движения, или четыре парковочных места;
- выбрасывает в атмосферу газов - похлещи среднего танка;
- ежели во что-то врезается, то сразу укатывает в асфальт.

Чувствуете мощь, солидность, крутизну?.. А если серьезно, то вот оно их мышление: чем меньше машина – тем больше жизненного пространства и чистого воздуха. И наше – плевать на все, лишь бы тачка покруче смотрелась.

Идущие на смерть приветствуют вас!

Не знаю, изобретут ли когда-нибудь машину времени, но я ее – хотите, верьте, хотите, нет - уже видел. И пронизывал на ней время. Она, как и положено – электрическая, со всякими кнопочками, приборчиками, мигающими лампочками. Называется - металлоискатель. Установлен на входе в Колизей – знаменитый римский амфитеатр для гладиаторских боев.

К арке-металлоискателю, пардон, к машине времени тянется длинный – наверное, хватило бы обогнуть весь Колизей – человеческий ручей. Передо мной вдруг запищал прибор - у коллеги охранник отобрал раскладной ножик. Уже здесь – на входе слышен их звон. Очередь двигается медленно, потому как билетных касс всего три. А две тысячи лет тому народ валил в Колизей бесплатно… Сзади слегка подталкивают, но давки нету – в каждый сектор вход отдельный. Больше не слышно стука подъезжающих колесниц по брусчатке – значит, основная масса людей уже на трибунах. Однако до самого интересного действа время еще есть – представления с макаками и дрессированными гепардами мне не интересно - незаметно спускаюсь в подвал, так сказать, в служебное помещение. Здесь вырыта подземная тоннель от арены к казармам гладиаторов, больницы для раненых и морга. По тоннелю идет знаменитый гладиатор Цестий.. Цестий достает из ножен гладиум (короткий гладиаторский меч – Авт.) и недовольно морщится. Видать, точильщик опять, упившись вина, схалтурил. Бой для Цестия сегодня предстоит нелегкий. Во-первых, сражаться доведется с вольным (свободный римлянин, который рискует жизнью за деньги – Авт.). Им за зрелищность боя, как гладиаторам-рабам, кормежки не добавляют, и вольные дерутся очень осторожно: на рожон, чтобы ублажать божественный взор императора - не лезут, а лишь исподтишка надкусывают противника. Во-вторых, арена уже вся скользкая от крови – с утра голодные хищники под овации трибун: «Христиан – львам!» разорвали добрую сотню верующих во Христа. Римляне во всех своих бедах - проигрыш в войне, землетрясение, пожар и т.п. - винили христиан, и публично казнили их. Бесславная страница истории Рима.

…Цестий, подняв забрало, проходит мимо пока еще скучающего на мраморном троне императора, и торжественно произносит: «Да здравствует цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!»…

Осада крепостей Ватикана

Удивитесь, но в Италии есть очереди. Да еще какие! Советским ЦУМам с их обувными отделами, где в конце квартала выбрасывали дефицитные «salamandry», столько народу и не снилось. Людская череда, как змея яйцо, обвивает целую страну. Золотое яйцо это – Ватикан – крохотное государство, расположенное в центре Рима. Ежели хорошенько размахнуться – его можно перебросить камнем.

Чтобы попасть в Ватикан (не камнем, собственной персоной:) мы занимали очередь в 6 часов утра. К тому времени, она уже растянулась (и что же им всем не спиться?) километра на полтора. Мы бы и пораньше пристроились – однако добрых полчаса пришлось дожидаться у автобуса нашего гида Татьяну. Еще в советские времена искусствовед из Москвы приехала в Италию - начинала, как и все, с посудомоек, затем – продавцом в одежном магазинчике, и дослужилась до экскурсовода в турбюро. По тамошним меркам, работа как для эмигранта престижная и прибыльная… Женщина в одном носке – такой мне запомнилась Татьяна. Не знаю почему (как-то неловко было расспрашивать), но во владения Папы Римского она отправилась в одном сандале на босу ногу, а в другом… впрочем, это ее дело. И не такое в Италии можно увидеть.

Живая цепочка тянулась вдоль кирпичной, метров десять высотой изгороди Ватикана. Забор слегка наклонен внутрь – древний зодчий, будто специально соорудил стену под углом, дабы невыспанным потомкам было удобно подремать, оперевшись на нее. Подремал и я, подперев каменную ограду… До ворот маленького государства c большими куполами мы подтянулись лишь к полудню.

В гостях у Аполлона

Не верится!.. Неужели это все – в самом деле? Знаменитая статуя Аполлона – ничего себе! Я же ее миллион раз в учебниках видел… А тут потрогать можно!.. Не может быть! Не выдерживаю и шепотом, чтоб коллеги не засмеяли, переспрашиваю у гида: «А это оригинал?». Татьяна лишь снисходительно улыбается, дескать, не проснулся еще бедняга.

Вообще, странные чувства овладевают (думаю, не мной одним), когда бродишь по музеям и церквам Ватикана. Поначалу кажется: не сойти бы с ума от «живьем» увиденного чуда живописи или скульптуры. Однако чудо-то не одно. Из музея египетских древностей, не переварив увиденного, ты переходишь в галерею античной скульптуры. Не успеваешь ахнуть от огромной головы богини Афины (117-139 гг.н.э.), как тебе показывают красно-мраморный саркофаг, в котором погребена дочь фараона. Сразу за дверью - комнаты удивительных гобеленов, технология вышивки коих не разгадана и по сей день. И все здесь так плотненько, как обстановка в киевской «гостинке». То есть, концентрация мировых произведений искусства на квадратный метр такова, что через полчаса экскурсии ты перенасыщаешься впечатлениями от шедевров. Чудеса как бы становятся обыденностью: ну, Рафаэль, ну, Микельанджело, а вон – через 15 минут - живого Папу Римского можно увидеть (выходил к народу и приветствовал рукой с балкона)…

Я – на страшном суде

Хотите побывать на небесах? Без шуток – на самых настоящих - где ангелы, Бог, Страшный Суд вершится. Тогда приглашаю вас с собой в Сикстинскую Капеллу. Выключайте фотоаппараты, закрывайте рты на замок и – добро пожаловать в святая-святых Ватикана.

Четырехугольная палата - 40 метро длинны, 13 – ширины и высотой 22 метра. Такой формы может быть шкатулка для драгоценностей, тюремная камера, сундук, где золотом шитые ризы хранятся, надгробная плита, железнодорожный вагон, «кирпичик» хлеба… Все стены и потолок расписаны библейскими сюжетами. Собственно в Капелле рассказана вся Библия, начиная Сотворением мира и заканчивая Страшным судом - без единого слова, одними лишь фресками. Прихожане-то в XV веке, когда строилась святыня, в основном неграмотными были – Писания прочесть не могли. Да… Дела… Пять веков минуло – я вроде и читать умею, а многие библейские сюжеты только здесь узнал, таращась на настенные рисунки. Будто какой-нибудь средневековый пастух.

Внимательно – страница за страницей, фреску за фреской, притчу за притчей - «прочитав» стены, поднимаем головы в небо. Четыре года, почти не слезая с лесов (деревянные стойки для высотных работ – Авт.), Микельанджело расписывал потолок Сикстинской Капеллы. Знаете, бывает, когда стоишь под высоченной сосной и смотришь на ее верхушку – голова закруживается и кажется: то ли небо падает, то ли ты возносишься. Так и здесь. Голова пошла кругом и… этот круговорот поднимает меня в небеса – туда где Христос вершит свой Страшный суд. Он – в праведном гневе. Еще бы: для вынесения приговора двое ангелов еле волочат огромный – в бревно размером – свернутый манускрипт со списками грешников. Праведники же уместились в записную книжечку. Спаситель поднял правую руку и изгоняет грешников вниз – в преисподнюю, на вечные муки. Спасенный люд, наоборот - возноситься вверх к облакам… Господи! Что это?.. Да это же я! (Присмотрелся) Точно! Но почему я в нижнем углу? И зачем бес (а рыло-то какое страшное!) веслом по ребрам гонит меня в огненную реку?.. Я надеялся оказаться… ну, если не вверху, то хотя бы где-то посередине… Не выдержал – расчехлил телескопический объектив втихаря - в помещении мой фотоаппарат может работать без вспышки (см.фото).

Макаронные реки

…Уже добрых пол дня бродим по музеям и церквям Ватикана, смотрю: один из нашей группы примостился на колено бронзовой музе, другая устроила передышку на краюшке мраморной ванны из императорского дворца, словом - подустал народ, а во рту ни крошки с самого утра. Пора подкрепиться.

В Риме с голоду умереть не дадут. Представьте: между симпатичными, как в кукольных мультиках, двух-трехэтажными домами - узенькие улочки, где со скрипом одна машина протиснется, да и то – бибикалкой извиняясь у пешеходов. И все первые этажи (редко где попадется сувенирная лавка) – ресторанчики, бистро, пиццерии. Причем, маленькие: 3-4 столика, официант, бутылка вина, ты и я. Двери каждой забегаловки распахнуты и на пороге обязательно стоит зазывало – он же хозяин, он же повар, он же официант. «Пор фавор, сеньоры! Пицца! Паста!.. О! Русо туристо? Шьевчьенко! Си! Пор фавор!..» - наперебой доноситься из всех дверей. Каждый кабачок – будто маленький театр. А актеры уж как стараются – чтобы в последних рядах было слышно. Даю совет: если вы не хотите есть – лучше у «сцен» не останавливаться. А то будет, как с цыганками-гадалками: стоит лишь на мгновение тормознуть - и вас уже не отпустят, пока не …накормят от пуза.

Внутри, как в старом фотоателье. На стенах большие черно-белые снимки: Софи Лорен с бокалом вина, Марчелло Мастрояни изучает меню, еще какой-то похожий на сицилийского мафиози сеньор в шляпе. Наверное, в свое время посещали это местечко, а может быть, хозяин просто купил фотографии – кто его знает? Мы заказали комплексный обед за 21 евро.

На первое принесли макароны под томатным соусом, посыпанные тертым сыром. Это, конечно, не украинский борщ, но ничего не поделаешь – Италия, традиционная кухня. С сухим вином, которое у них полагается к макаронам, мы быстро опорожнили тарелки. Ждем второе.

Вскоре появился официант, у которого на переднике было размазано столько харчей, что хватило бы закусить - однако аппетита эта «живопись» не отбивала. На подносе он держал… спагетти. На сей раз - политые сметаной. Мы с Андреем переглянулись и одновременно положили вилки. Таким жестом попавшие в плен сдают оружие… Да, уж… А на третье нам принесли…догадайтесь сами.

Лес березовых веников

Отправились мы с коллегами на автобусную экскурсию по ночному Риму. Очередной привал возле старых кирпичных развалин, что тянутся на несколько кварталов. В некоторых местах высота щербатых стен, а кое-где древняя кладка, обвалена по пояс. К слову, вы никогда не замечали: если здание красивым и добротным было «при жизни», то и на развалины его – засмотришься? А, скажем, на наши колхозные коровники: как раньше, когда там еще навоз горячим был - коровы головы воротили, так и сейчас, когда селяне их по кирпичам растаскивают – глаза б не видели. Античные развалины снизу - как бы из-под фундамента подсвечены разноцветными прожекторами. Очень красиво смотрятся. А ведь это не руины амфитеатра или форума, а всего-навсего остатки бань. Термы Каракаллы – называли их древние римляне – в честь императора, при котором в 217 годы открылись бани. В Риме уже в начале первого века нашей эры функционировал водопровод и канализация, однако до отдельной ванной в каждом доме – дело еще не дошло. Власти строили коммунальные бани, причем, как и гладиаторские зрелища в Колизее – термы были бесплатными. Там одновременно могли мыться тысяча шестьсот (!) горожан. За день, поди, целая березовая роща уходила на одни лишь веники, я уж не говорю о дровах… Стоял я, слушал гида, и как-то, словно вырвалось: тьфу! – под ноги себе плюнул. Да так громко, что по древним развалинам эхо пошло. Это я киевскую власть вспомнил - что последнюю коммунальную баню в городе закрыла. Не то под казино, не то под супермаркет землю забрали…

Каждому гладиатору по костоправу

В римских банях не только мылись. Заросли на голове, так что враг в бою может за патлы с лошади скинуть – тогда пожалуйте к цирюльнику. Не здоровится – врачи в термах принимают всех: рабов, простолюдинов и аристократов. Надо сказать, медицина в древнем Риме была на высоте. И все благодаря Колизею с его кровавыми гладиаторскими боями. От Колизея шел подземный ход к казармам гладиаторов и больнице для раненых. В ней служили самые искусные хирурги, как нынче говорят, светила. Императору и ревущей на трибунах толпе нужны были здоровые и сильные гладиаторы. Цестию соперник алебардой оторвал ключицу – к следующим боям подавай его целым и невредимым, чтобы рука крепко меч держала. Бывшему полководцу Элиоту, осужденному за мародерство, гепард на арене всю кожу со спины содрал – впору, казалось бы, к кладбищу подбираться. Не тут-то было - к грядущему юбилею августейшего любимец императора, как ни в чем не бывало, должен произнести на арене знаменитое: «Да здравствует цезарь! Идущие на смерть, приветствуют тебя!». Иначе на эскулапа самого наденут гладиаторские доспехи…

Еще в термах делали массаж, ставили лечебные пиявки, наносили татуировки, занимались гимнастикой, делали аборты, и наоборот – рожали детей...

Ожившие статуи

…В Риме очень много статуй. Иногда кажется, что людей здесь меньше, нежели каменных и бронзовых изваяний. Иду вдоль колоннады, обрамляющей площадь Святого Петра. Статуй на ней столько, что на каждую, даже взгляд бросить не успеваешь – вечная спешка туриста. Хотя посмотреть есть на что.…

Статуи, статуи, статуи…А вот и термы. И тут венеры - вдоль стен стоят. Такие же неподвижные. Разве, что волосы на ветру вьются, и ветер одежду треплет. Хотя, смотрите: одна шевельнулась – ножку вперед выставила. Грациозно так. Я бы сказал, профессионально…

…Они стоят здесь – под стенами бань Каракаллы – как и две тысячи лет назад. Жрицы любви. Удивительно: бани рухнули, эпохи сменились – а путаны, как порхали возле терм, так и поныне там. Не зря говорят: древнейшая профессия.

Шопинг с диктатором

Последних два дня в Италии мы провели на берегу Адриатического моря в небольшом – где-то с Борисполь - городке Римини. Он, как морская пена у кромки воды, растянут вдоль берега километров на шесть. Причем тянется Римини двумя параллельными улицами. Одна – набережная, где сплошь одни отели со своими пляжами, вторая – так сказать, подсобка курорта: жилые дома, магазины, какие-то фирмы и т.п. А уж малюсеньких лавочек (сувенирных да шмоточных) и забегаловок на набережной –тьма. И знаете что: магазинчики эти – живые. Заходите в лавочку сеньора Умберто. Тут товар стоит как в домашней кладовочке, где на запыленных консервациях навалены старые детские игрушки, а сверху лыжи и ласты постоянно сваливаются. На полочках – керамические тарелочки с вылепленным Колизеем, шарфики с футбольной символикой «Милана» или «Ювентуса», деревянные Пинокио размером от мизинца и до человека, брелки, значки, словом, чего тут только нет. И заметьте, все в национальном духе. Это в Киево-Печерской лавре вместе с украинскими вышивками на ярмарках нередко продаются русские матрешки и фигурки, не имеющие отношения не только к Церкви, но и к местным традициям. У них же: Папа Римский, макароны, гладиаторы, Челентано, и …Муссолини. Ох и натерпелся я из-за итальянского диктатора. Купил смеха ради в лавочке Умберто гипсовый бюст Муссолини - диковинку для Украины (не везти же бюст Папы Римского!). Домой привез, на полочку поставил – он так славно вписался в интерьер, не налюбуюсь… Как вдруг жена: «Шо б я того чорта тут не бачила!.. Гітлерів всяких в хату суне...». Я, было, попытался возразить, дескать, в Италии дуче Муссолини очень популярен, с его именем связан подъем экономики, культуры, и… Короче, довелось задвинуть фашиста подальше.

Строительство античного храма

Сам хозяин лавки сидит то ли за прилавком (а может это верстак у него такой) и расписывает тоненькой кисточкой глиняные фигурки гвардейцев Ватикана. Забавные получаются игрушки. Каждому посетителю (именно посетителю, а не покупателю – сюда чаще приходят как в музей, нежели как в магазин – Авт.) Умберто улыбнется, будто сто лет не виделись, и размашисто приглашает рукой: хозяйничай, мол. И хозяйничают. Нам ведь с вами нравиться рыться в интересных вещах, копошиться в бабушкином сундуке, вот и на здоровье - тут все скопом, вперемешку и жутко интересно. Венецианские маски из керамики: черные, белые, добрые, злые, рыдающие, хохочущие – целый театр… На сцене появляться гвардейцы римского Папы – в полосатых сине-желтых камзолах и таких же панталонах – клоуны, сказала б моя дочка. Они без оружия. Однажды гвардеец без шпаги и пистоля разделался с подосланным к Папе убийцей. Прошли века, но до сих пор солдаты из подразделения охраны Ватикана вооружены лишь словом Божьим… В глубине сцены – одна другую меняют декорации. Виден глиняный Пантеон – и формой и размерами напоминает цветочный горшок. Ох, Умберто, ух, старый хитрец – оригинал-то в свое время тоже был огромным горшком для цветов.

Античный храм всем богам Пантеон построен во втором веке императором Адрианом. Это бетонный цилиндр диаметром 44 - и высотой 30 метров. Сверху – купол. Как тогдашним зодчим без подъемного крана и прочих машин удалось возвести такую громадную, причем, монолитную бетонную бочку – ученые не понимают. Зато хозяин сувенирной лавочки Умберто отложит кисти, смоет с рук глину, и расскажет вам, как дело было.

Строители-рабы, выгнав метр-полтора стен, засыпали внутреннее пространство цилиндра землей – по самые края высохшего бетона. Таким образом, росли стены Пантеона, и вместе с ними росла земляная насыпь внутри – то есть, рабы постоянно были на уровне строящейся стены. Правда земля, подмигивает Умберто, была не простая – один из стражников постоянно подсыпал в нее золотые монеты. Когда цилиндр вырос во всю – он напоминал цветочный горшок для великанов. Тогда Адриан, лично руководивший строительством, скомандовал рабам: «Презренные, император дарит вам все золото, что спрятано в земле!». Как кроты зарылись невольники в утоптанную насыпь, и через месяц выбрали из Пантеона все до последней монеты… понятное дело, заодно с землей.

Возвращались мы в Украину потрясенные. Не зря из древности до нас дошла пословица «Все дороги ведут в Рим». Бывший центр Вселенной остается и теперь единственным городом мира, в котором собраны, кажись, 40 процентов шедевров мировой культуры. Высоток здесь нет, дома максимум на три этажа. Римляне сохранили свой древний город и не пытаются его застроить современными «шедеврами» зодчества. Если вам удастся выбраться в Европу (кстати, Европа – название античной римской богини), в первую очередь посетите Рим. Приветливый город, добрые люди… Жаль только вот - не православные. Но по делам христианским, по доброму расположению к человеку во многом опережают нас.

Виталий Цвид
Фото автора
Киев – Рим – Ватикан - Сан - Марино – Римини - Киев